До физического разрушения конструкций дело пока не дошло, но это обязательно случится, если до наступления холодов в этом году не начнутся строительно-монтажные работы. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом «Киевского форума» высказал руководитель группы авторского надзора института «Киевсоюздорпроект» Эдгар Годик.
По словам эксперта, с тех пор как 19 ноября 2011-го года перевернулся и был разрушен уникальный плавучий кран «Захарий», принадлежащий компании «Планета-Мост», никаких серьезных инженерно-строительных работ на объекте не проводилось ввиду отсутствия технических средств и финансирования. В результате, весящая десятки тысяч тонн стальная конструкция моста подвергается воздействию солнца, ветра, дождя и покрывается ржавыми пятнами коррозии. Здесь следует уточнить, что в собранном и сданном в эксплуатацию состоянии стальные конструкции мостов защищаются от воздействия влаги мощным слоем специально разработанной гидроизоляции, способной противостоять воздействию атмосферных осадков долгие годы.
Так, для данного моста в проекте предусмотрена самая совершенная из имеющихся на сегодняшний день метил-акриловая гидроизоляция на базе международного стандарта ISO-12-9-44. Химикаты, выполненные по этому стандарту, предполагают эпоксидный краситель с цинковым наполнением. Гарантия поставщика на нее – 50 лет. Но процедура ее нанесения выполняется уже на заключительном этапе строительства, когда все конструкции установлены в проектное положение. На данном же строительстве до этого этапа далеко, как до Марса. Ведь в недостроенном виде уникальная как для Киева, так и для Европы мостовая конструкция находится уже около 10 лет.
Сам по себе объект впечатляет по многим характеристикам. Конструктивно он представляет собой 346-метровую безраспорную арку. Ширина проезжей части моста должна равняться 36 метрам, что обеспечит 6 полос движения. Высота арки над уровнем воды составит 74 метра. Сечение балки, из которой собирается арка, составляет 3 на 5 метров, что равно площади жилой комнаты. Толщина металла балок – 40 мм. А вес каждой сварной секции – около 100 тонн. Вес двух собранных арок вместе с балкой жесткости составит 15 тыс. тонн.
Изначально стройка, начатая еще в 2003 году, должна была завершиться еще в 2010-м, однако недостаток финансирования отложил дату завершения работ на неопределенное время. Изначально чиновники назначали дату сдачи объекта на 2011-й год, затем – на 2013-й. Теперь же вообще никто из специалистов не берет на себя смелость делать прогнозы, а обещания чиновников из городской администрации давно уже никто не воспринимает всерьез. Конечно, основные несущие конструкции моста при поставках с завода-изготовителя имеют предварительную гидроизоляционную защиту. Но срок ее службы сравнительно невелик и истекает как раз к концу года. Однако проблема еще и в том, что несущая балка моста в данный момент установлена на временных вспомогательных конструкциях, которые антикоррозийной защиты не имеют и разрушаются коррозией по полной программе. В результате, чем большим будет перерыв в проведении строительных работ, тем большие средства придется вложить в очистку конструкций от ржавчины, профилактические ремонтные и сварочные работы. Таким образом, смело можно говорить о том, что простой в строительных работах городской казне влетает в копеечку.
Между тем, как сообщил корреспонденту член союза архитекторов Украины Алексей Титаренко, по нормативам 2009-го года даже для продолжения строительно-монтажных работ потребуется проводить техническую экспертизу состояния несущей конструкции, что тоже обойдется налогоплательщикам в десятки, если не сотни тысяч гривен.
А тем временем сотни тысяч киевлян ежедневно простаивают в пробках на Московском мосту, теряя драгоценное время и уже не имея надежды на улучшение транспортной ситуации.