Небайдужим киянам - сюди! Натисніть! | Наш сайт переглянули
|
Гражданская активность дает результаты. Об этом ярко свидетельствует митинг у офиса компании «СКМ», принадлежащей Ринату Ахметову. Акция протеста против снесения трех зданий на Андреевском спуске увенчалась успехом. Впрочем, спорный вопрос, можно ли назвать успехом, крики о спасении, когда безвозвратно уничтожены исторические строения.
Митинг, начало которого было запланировано на 19.00, по адресу улица Десятинная, 3а начался несколько ранее. Активисты собрали кирпичи, оставшиеся на месте разрушенных зданий и принесли их под офис СКМ. К слову, кирпичи оказались на диво крепкими, на них без труда можно было разглядеть клеймо изготовителя. Здание, построенное из дореволюционных и очень качественных материалов, не смогло устоять перед вандалами, жаждущими наживы.
По словам, будущих застройщиков уничтоженные здания не представляли никакой исторической и культурной ценности, поскольку являлись элементами промзоны. Действительно, усадьба по Андреевскому спуску, 10-12, являла собой небольшую историческую «промзону». Она состояла из трех частей. Самая крупная из выходила на Флоровскую улицу, две других располагались непосредственно вдоль спуска и до 1898 года имели нечетную номерацию. К концу 1880-х годов завод минеральных вод перешел в собственность купчихи Генриетты Бру, а в 1890-х его перекупил Василий Чепраков, который перепрофилировал предприятие в квасоварню. Дома по Андреевскому спуску, 10 и 12 в то время принадлежали семье мещанина Алексея Иванова. Ориентировочно в 1907–1908 году Чепраков купил и эти участки. Домики на Андреевском спуске он не трогал, а промкорпуса на Флоровской улице перестроил. В 80-х годах ХХ века промкорпуса на Флоровской улице перешли к швейной фабрике «Юность». И для ее нужд в 1980-е годы на углу Андреевского спуска, на месте дома №12, соорудили новый дом с башней. Как раз тогда спуск тщательно реконструировали под старину, сделав его любимым местом киевлян. Строительство проводилось очень деликатно, в итоге новострой оказался вполне созвучен давним строениям по соседству. Старый промышленный корпус также был реконструирован. Но его исторический фасад отреставрировали, сохранив как звено старинной застройки. Что касается дома №10 (между новым корпусом «Юности» и театром «Колесо») решением горисполкома №169 от 5.06.1995 г. признан памятником архитектуры первой половины XIX века.
Признание ошибок не смягчает вину
Практически в момент проведения акции протеста пресс-служба СКМ распространила заявления о том, что компания и лично Ринат Ахметов признают ошибки и готовы помочь Киеву сохранить свое историческое и культурное наследие.
«Андреевский спуск – это символ Киева, его история, и я благодарен всем, кто не остался равнодушен к возникшей проблеме. Компания ЭСТА, изучив мнения киевлян, решила отказаться от строительства делового центра еще в марте. Я обещаю, что Компания СКМ вернет первозданный облик разрушенным фасадам. Кроме того, мы поможем городу в восстановлении Андреевского спуска»,- заявил Ахметов.
Заявления господина Ахметова вызывают разнообразные чувства. Глядя, на несколько мощных кордонов спецназа, которые взяли в кольцо все подходы к офису СКМ и пытались препятствовать митингующим подойти вплотную к офису Рината Ахметова, не создавалось впечатления, что инициаторы уничтожения зданий на Андреевском спуске готовы к диалогу. Никто из представителей компании во время митинга не вышел к протестующим, более того спецназ и неизвестные люди в «черном» стояли, словно щит у входа в здание.
Анализируя все состоявшиеся события на Андреевском спуске, радует лишь одно – в Киеве очень много неравнодушных, мыслящих активных граждан. Причем акция не была спланирована и оплаченной единой политической силы. Отстоять Андреевский приходили люди независимо от возраста, рода деятельности и политической принадлежности. Естественно, представителей правящей партии найти в числе митингующих было невозможно. Однако, именно подобные акции гражданского несогласия, являются одной из многочисленных ступеней в длительном процессе формирования гражданского общества.
Наверняка, если бы за дело взялась какая-нибудь политическая сила, акция протеста не имела бы столь явного резонанса. Кроме того, единогласие мнений среди протестующих было очевидно, Людям надоело жить, подобно стаду, которое терпеливо наблюдает ход событий и ждет, пока поводырь нагонит его хлестом. Около пяти сотен человек доказали 11 апреля на улице Десятинной, что киевляне – не аморфное тело, которому безразлична судьба родного города.