Небайдужим киянам - сюди! Натисніть! |
До этого времени идет спор между учеными – целесообразно или нецелесообразно строить арку над четвертым энергоблоком. Что она даст? Мы просчитали возможности арки, после чего ее немножко переконструировали, потому что она могла поломаться. Арка закроет от воды. Мы знаем, что туда попадает вода, треть которой куда-то исчезает. (То есть две трети откачиваются, а одна треть уходит.) Но ведь под землей есть грунтовые запасники, и они зонные. И это гарантирует: даже если вода попадет в подземные воды – она дальше никуда не вытечет.
Я сам в Чернобыле был с 1 мая 1986 год, меня туда отвезли прямо с парада. И знаете, что меня поразило – правительственная комиссия, серьезные люди. Там академик Евгений Велихов, с которым мы тогда очень много работали в военно-промышленном комплексе, во время ликвидации был главным по научной части. Все такие растерянные. Сорок лет мы готовились к атомной войне. У каждого была простынь, знали куда заворачиваться… И когда произошло такое ЧП, казалось бы, профессионалы должны были работать очень четко и жестко. А на самом деле каждый принимал какое-то быстрое решение: давайте будем засыпать песком с вертолетов, давайте будем копать яму под реактором, давайте будем делать ловушки на Днепре, мол, вода туда будет заворачиваться и засасывать радиоактивные илы. И так далее.
И сейчас продолжается то же самое. Нет жесткого и четкого научного обоснования. Вот, например, построили хранилище, а оказалось, что наши твэлы [тепловыделяющие элементы в виде циркониевых трубок с урановыми таблетками внутри - топливо для реактора. - Ред.] туда не подходят. Вложили деньги – потеряли. Можно сказать, что деньги вернули, но это же деньги, которые мощно работали во времени. И таких необоснованных решений достаточно много. Поэтому я хочу еще раз напомнить: науку нужно обязательно заставить работать на Чернобыль. И к ней должны быть высокие требования. А сейчас наука отброшена. Хотя с 86 года через Чернобыль прошли около 30 тысяч ученых, особенно в первые дни. К сожалению, о многих из них мы уже говорим в прошлом времени. Но очень хочется, чтобы и в стране у нас был наведен порядок. Не все связано с тем, что тратятся деньги, они непонятно на что тратятся. Нужно подумать о долгосрочном и краткосрочном планировании. Мы должны определиться, какие проблемы и когда решать.
З передачі «Київський форум» до 25-річниці трагедії на ЧАЕС: «Уроки Чорнобиля: чи може бути корисним досвід України для Японії?!»