Небайдужим киянам - сюди! Натисніть! | Наш сайт переглянули
|
Недавняя авария на Бортнической станции аэрации (БСА) является последним предупреждением для власти. Дальнейшая отсрочка комплексной реконструкции на этом объекте гарантировано приведет к техногенной и экологической катастрофе. В КГГА об этом прекрасно осведомлены, но где взять деньги на модернизацию БСА, по сей день не знают
Ночью 17 января на самотечном левобережном коллекторе рядом с насосной станцией первого подъема БСА произошел провал грунта размерами 10 на 10 метров и глубиной 8 метров. Это крупнейшая авария на очистных сооружениях столицы за последние годы. Причиной ее возникновения послужило то, что давно отслуживший свой проектный срок эксплуатации железобетонный коллектор разъела коррозия. Из-за этого нечистотами в пересмешку с грунтом были частично залиты даже грабельные отделения насосной станции.
К счастью, к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья населения это пока не привело. Стоки были переведены на Позняковский коллектор и на сегодня авария локализована. Повреждённый участок коллектора теперь ждет замены труб, а станция — ремонта или замены грабельных решеток. Все это выльется для столичного бюджета в десятки миллионов гривен незапланированных трат. Пока в КГГА твердо пообещали оперативно выделить на эти цели 4 млн. грн. Столько будут стоить только ремонтные работы без закупки необходимых материалов. Но на момент обсуждения дальнейших перспектив безаварийной работы БСА участниками ток-НЕшоу «Киевский форум» с Реной Назаровой 24 января даже это распоряжение еще не было подписано главой КГГА Александром Поповым.
Но такое распоряжение, конечно, очень быстро появится, как только руководство КГГА определится, какой фирме отдать 4 млн. грн., объясняют специалисты. Ситуация однозначно имеет все признаки чрезвычайной. А значит, средства наверняка будут выделены из резервного фонда горбюджета по процедуре закупки у одного участника. В вопросе устранения последствий аварий на БСА опыт выделения такого вида финансирования у КГГА огромный. Именно из резервного фонда столичного бюджета (в нем на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в 2012 году предусмотрено 30 млн. грн.,— Ред.) в течение многих лет чаще всего и финансируется наращивание дамб иловых полей БСА, чтобы на какое-то время удержать от вытекания переполняющие эти поля осадки.
Ремонт поврежденных участков коллекторов и увеличение высоты дамб иловых полей, конечно, только латание дыр, отмечают эксперты. Это, по сути, является очень любимым чиновниками, но не эффективным способом использования бюджетных средств. Всем хорошо известно, что единственные очистные сооружения столицы давно нуждаются в комплексной реконструкции. В силу полной изношенности всех их систем и блоков серьезных аварий на любом участке БСА можно ожидать в любой момент. Ситуация усугубляется тем, что у ПАО «Киевводоканал» нет денег даже на профилактические осмотры трубопроводов и мероприятия по поддержанию сверх меры изношенных узлов БСА в рабочем состоянии. КГГА уже давно в полном объеме не компенсирует Киевводоканалу разницу между экономически обоснованными и утвержденными в городе тарифами. К тому же ЖЭКи, которым киевляне платят за водоснабжение и водоотвод, на сегодня задолжали этой компании уже около 1 млрд. грн.
То есть в стольких проблемах БСА и превращении ее в экологически опасный объект прежде всего виновно руководство КГГА. Осадки на иловых полях станции на сегодня скопились в объеме, значительно превышающем проектные показатели [8 млн. м3 ила вместо 3 млн. м3.— Ред.]. Этот ил постоянно растекается по прилегающим сельхозугодиям, а в силу наличия в нем солей тяжелых металлов, удобрением он служить не может. Вокруг иловых полей БСА давно не выдерживаются санитарные зоны, а в радиусе 10 километров от станции значительно загрязнены грунтовые воды. Вредные вещества из них просто не могут не просачиваться в Днепр, отмечают экологи. О том, что остающийся после очистки стоков ил нужно утилизировать [сжигать, или перерабатывать на материал, например, для строительства дорог, — Ред.], разговоры идут очень давно. Для этого необходимо построить специальное предприятие, стоимость которого оценивается экспертами минимум в 1 млрд. грн. Но киевляне только постоянно слышат от руководства города о том, что оно ведет переговоры [подробностей которых никто не разглашает,— Ред.] о привлечении на эти цели иностранных инвестиций. Дальше таких сообщений дело не идет.
Как известно, огромной проблемой для киевлян на сегодня остается и запах, который сооружения по очистке городских стоков источают на многие километры вокруг. Источником этого запаха является выделяемый нечистотами биогаз, который во всем цивилизованном мире давно собирают и используют в виде топлива. У нас же в прошлом году КГГА только начало пытаться реализовать проект по улавливанию неприятных запахов специальными фильтрами. Но возникают большие сомнения в том, что к моменту проведения в столице финала чемпионата Евро-2012 иностранцам, а также жителям Дарницкого района Киева уже не придется дышать загрязненным БСА воздухом. Причина проста – на это, как и на многое другое, нет денег. А БСА еще и давно пора переводить на более современные технологии очистки вод городской канализации. Ведь сегодня, к примеру, из этих стоков перед их сбросом в Днепр не удаляются фосфатные соединения, что само по себе наносит огромный вред окружающей среде.
На решение всех задач по комплексной реконструкции БСА, согласно самым грубым подсчетам, нужно выделить минимум 5 млрд. грн. Но, на поставленный в эфире «Киевского форума» вопрос о том, где КГГА возьмет эти деньги и когда начнутся работы по модернизации станции, начальник ГУ коммунального хозяйства КГГА Дмитрий Новицкий ответить не смог. Чиновник только рассказал, как о большой заслуге власти, о том, что в прошлом году КГГА отобрала из множества ранее сделанных проектов реконструкции БСА один, и он уже прошел согласование. Речь идет о разработанном еще в 2006 году проекте реконструкции первой очереди БСА [всего их три.— Ред.], который в конце декабря 2011 года получил позитивный вывод Укргосэкспертизы. Но известно, что на его реализацию потребуется 1,5 млрд. грн. [в т.ч. 360 млн. грн. на реконструкцию аварийной станции первого подъема,— Ред.], которые не предусмотрены на 2012 г. ни в столичном, ни в государственном бюджетах.
Выходит, власть планирует и дальше финансировать только устранение аварий на БСА, полагаясь на «авось пронесет». Столичное руководство информирует, что на сегодня уже обратилось к Кабмину с просьбой выделить на решение проблем БСА дополнительные средства. А что еще остается делать? Привлекать в масштабные инфраструктурные проекты крупные иностранные инвестиции в Киеве не научились. Да и Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами за время своей работы успело доказать всем свою полную неэффективность. Но правительство молчит. Действуют так, как будто промедление в решении данного вопроса на сегодня допустимо, отмечают оппозиционные к руководству КГГА и Партии регионов столичные депутаты, Они напоминают, что изъятие из столичного бюджета в пользу государственного в 2012 году составляет более 7 млрд. грн. Как отметила глава фракции «БЮТ-Батьківщина» в Киевраде Татьяна Мелихова, эти деньги могли бы пойти на решение проблем БСА.
Однако, похоже, что киевлян, а также жителей городов ниже по течению Днепра оставляют сегодня один на один с угрозой масштабной экологической катастрофы. 5 млрд. грн. — деньги, конечно, немалые. Но, как заметил член комиссии Киеврады по вопросам ЖКХ Александр Клюс, на строительство НСК «Олимпийский», потребность в котором для населения несравненно ниже, чем в модернизации очистительных сооружений столицы, такую сумму государственные мужи нашли с легкостью.