Сколько будем платить за тепло?

Сколько будем платить за тепло?

Проблема роста тарифов на коммунальные услуги была, есть и, видимо, всегда будет актуальной. Будет всегда вызывать обеспокоенность как малообеспеченных граждан, так и людей с немалым достатком, все же не желающих выбрасывать деньги на ветер.

Ряд вопросов на эту злободневную тему «Киевский форум»  задал заместителю генерального директора Центра исследований энергетики (EIR) Вадиму Гламаздину.

Скажите, Вадим, насколько, по Вашему мнению, оправданы тарифы для населения по теплоснабжению? Для производителей тепла такие расценки рентабельны или убыточны?

К сожалению, не только в Киеве, но и по всей Украине нет тарифов, которые покрывали хотя бы себестоимость производства. Граждане  платят сумму несколько меньшую, чем на самом деле стоит производство каждойгигакалории тепла, независимо от типа котельной. В Киеве же ситуация усугубляется тем, чтопрактически все источники тепловой энергии газовые. А сколько стоит газ, мы все знаем. Цена газа для теплоснабжающих компаний различается в зависимости от того, для теплоснабжения какой группы потребителей этот газ используется. Так, для теплоснабжения населения это примерно 170 у. е. за тысячу кубов. Для теплоснабжения бюджетной сферы стоимость той же тысячи кубов колеблется в районе 450 у. е. Для остальных потребителей, в том числе для промышленности, – от 500 у. е. и выше. Цена газа для теплоснабжения населения, как видим, самая низкая. Поэтому сегодняшние тарифы на теплоту для населения покрывают себестоимость производства тепла едва ли на 75-77 %. По сути, бюджетники и промышленность в какой-то мере компенсируют недоплату себестоимости тепла со стороны гражданского населения.  Но для Киева 78 % потребителей – это именно население, а промышленность и бюджетная сфера, соответственно, – не более 22 %, поэтому о какой-либо реальной компенсации говорить сложно.

Каким образом и кем производится расчет  количества потребляемого тепла для городских  квартир?  

Как правило, известно общее количество тепла, потребленное домом, и суммарная площадь помещений этого дома. Не только квартир, но и других помещений: технических, вспомогательных, лестничных клеток и так далее. Количество потребленного тепла делится на эту общую площадь. Получается количество тепла на метр общей площади дома. Таким образом, стоимость обогрева вспомогательных помещений тоже распределяется межу жильцами. И по закону это правильно, поскольку все жильцы многоквартирного дома являются в равных частях его совладельцами. Более того, если не обогревать вспомогательные помещения, может выйти из строя электрический или пожарный щит, замерзнуть трубы и так далее. Сам же тариф рассчитывается теплоснабжающей компанией на основе упомянутых выше данных об общем теплопотреблении, а также данных об общем производстве теплоты и о затратах на ее производство. После чего тариф подается на утверждение органам местной власти. Его могут утвердить сразу, а могут заставить пересчитать (что, как правило, и делается, причем всегда в сторону понижения). Утвержденный в конце концов тариф используется при расчетах.

Как давно производились такие вычисления? Насколько они актуальны сегодня?

Следует сказать, что вычисления по тарифам производятся достаточно регулярно. Они проверяются и пересчитываются практически каждый год. У нас нет ситуаций, когда бы действовали тарифы 10-летней давности. Да, тарифы растут, и для населения это, конечно, плохо, но с сточки зрения теплоснабжающей компании это – вынужденная мера. И все равно сейчас, при всех корректировках, эти тарифы не догоняют рост цен на топливо и на производство тепловой энергии. При теперешних ценах производство тепла становится все менее рентабельным для теплоснабжающих компаний. Но само «Киевэнерго» поднимать тарифы не может. Их может, как было сказано выше, поднимать горсовет. Надо отметить, что сейчас рассматривается возможность передачи этих полномочий НКРЭ (Национальной комиссии регулирования электроэнергетики).

Насколько адекватны сегодняшние тарифы на тепло, исходя из того, что с одной стороны мы наблюдаем рост цен на энергоносители, с другой – тенденцию на экономию энергии за счет утепления домов?

Что касается утепления домов и строительства домов по новым энергосберегающим технологиям, то сегодня ситуация выглядит следующим образом. Реально утепленных домов или же домов, построенных в соответствии с новыми нормативами по энергосбережению, в Киеве сегодня очень мало. Быть может, десятая доля процента. Другое дело, что есть отдельные утепленные снаружи квартиры. Но, учитывая сегодняшнюю ситуацию с параметрами теплоносителя, такое утепление – это не способ  экономии теплоты, это, скорее, вариант приблизить температуру в помещении к комфортной. Так что в большинстве случаев погрешность тарифов очень невелика.

Вадим, а действительно ли мы потребляем столько тепла, как это указано в счетах, присылаемых коммунальщиками?

Существует методика расчета количества теплоты, которая доставляется от производителя потребителю. Есть и счетчики регистрации тепла, которые должны стоять при входе теплотрассы в жилой дом. По правилам, счетчики должны стоять в каждом доме, но должны – не значит стоят. Они установлены примерно на 45-50 % домов. Сам по себе прибор учета относится к юрисдикции ЖЭКа. Это часть оборудования дома. На основании показаний этого прибора ЖЭК может сообщить «Киевэнерго», сколько тепла потребил тот или иной дом. Это, конечно же, непаханое поле для приписок. Но если учета нет, то потребление тепла рассчитывается по определенным нормативам – и здесь степень погрешности еще больше. Нормативы впоследствии рассчитываются и утверждаются на уровне городского или местного советов. Но люфт по точности расчёта здесь, конечно, очень значительный.

Возможно ли сегодня технически проверить, сколько тепла требуется той или иной конкретной квартире? Например, по приборам?

Проверить, сколько тепла нужно той или иной квартире, в принципе, можно, хотя это и не дешевое удовольствие. Если в общих чертах, то для этого надо прогреть квартиру до требуемого уровня  (неважно, каким способом), после этого нужно использовать прибор, называемый тепловизор. С ним нужно выйти на улицу и направить его на конкретную квартиру. Сняв показания прибора и пересчитав их по специальным формулам, можно понять, сколько теплоты уходит из квартиры через ограждающие конструкции – а это, грубо гворя, и есть то количество теплоты, которое реально нужно для поддержания в данном помещении нужной температуры. Это хлопотно и затратно, но, в принципе, это возможно. Однако в реальной жизни это почти никогда не делается, потому что все необходимые параметры потребления теплоты закладываются еще на этапе проектирования здания с учетом конструкции и материалов.

Что делать, если по приборам выясняется, что вы явно переплачиваете за тепло?

Переплата за тепло в реальности – очень редкий случай. Теоретически, конечно, возможна ситуация, когда квартира утеплена настолько, что подаваемого тепла больше чем нужно, и мы как бы оплачиваем то тепло, в котором уже не нуждаемся. Но у нас ведь нет теплосчетчиков в квартирах. Есть только теплосчетчики, контролирующие весь дом, и получаемая теплота по определенным формулам рассчитывается на всю его площадь. Но даже если бы мы могли регулировать температуру радиаторов, то снижение их температуры на несколько градусов привело бы к экономии в финансовом выражении 30-50 гривен в год. Пересчет произвести, в принципе, возможно, но единственным основанием для такого пересчета могут быть только показания квартирного теплосчетчика, установка которого в подавляющем большинстве наших квартир технически невозможна.

Возможно ли  технически уменьшить потребление тепла, регулируя температуру радиаторов?

К сожалению, в большинстве существующих систем отопления значительно уменьшить или увеличить подачу тепла невозможно. Единственное, что можно сделать – это поставить термостатические клапаны на радиаторы новых моделей. Однако на счете за тепло это никак не скажется. В Киеве почти нет поквартирного учета тепла, только общедомовой. То есть поквартирный учет есть кое-где в самых новых домах, но в целом по городу это большая редкость. Так что технически да, возможно, но в большинстве случаев это никак не может повлиять на получаемый счет за тепло.

Каковы сегодня потери тепла на теплотрассах?  Иначе говоря, сколько мы платим за обогрев земли?

На сегодняшний день технологические потери, по разным оценкам, составляют порядка 30 %. Раньше эти потери доходили до 45 %, но на данный момент ситуация в городе несколько улучшилась. В начале 2000-х был реализован ряд проектов, один из которых финансировался Мировым банком, поэтому в Киеве есть достаточно новые участки тепловых сетей. Их немного, их меньше половины, но они есть. Кроме того, надо понимать, что в существующие тарифы, по сути, не заложена реальная стоимость транспортировки теплоносителя, из которой теплоснабжающие компании могли бы получать деньги для реконструкции теплотрасс.

Согласны ли Вы, что локальные котельные более эффективны в соотношении расхода энергии и потерь тепла?

Если говорить о сравнении эффективности, то надо сравнивать две системы, находящиеся в равном положении. То есть современная, грамотно построенная районная котельная и современная, грамотно построенная котельная на один или несколько домов. А не сравнивать ультрасовременную котельную на импортном оборудовании и ТС, которая уже разваливается от старости. Если и то, и другое – современные предприятия, то на крупной котельной производство одной гигакалории тепла будет в целом дешевле. А если речь зайдет не просто о крупной котельной, а о теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), то на ней теплота, технически, вообще может быть бесплатной, потому что она является побочным продуктом от охлаждения рабочей среды на турбинах. И, кстати, сегодня в Европе преобладает тенденция по укрупнению генерации (т. е. отказ от большого числа маленьких котельных в пользу одной крупной ТЭЦ). Яркий пример – Вильнюс. Еще десять лет назад в этом городе было около 200 котельных, как в Киеве. Сейчас все их закрыли, а вместо них работают всего две, но крупные ТЭЦ. Основной минус крупного предприятия: в любом случае – потери на перекачку. Хотя, опять же, в случае с ТЭЦ расходы на перекачку, по сути, могут быть единственными расходами. Следует помнить и то, что владельцы частных котельных имеют возможность платить за газ что-то около 1300 грн за 1000 кубов (как частники), а не 4700, как промышленность. А эта цена в разы ниже рыночной. И когда цены на газ для населения станут рыночными, то такая котельная очень быстро станет нерентабельной.

Имеют ли право коллективные потребители тепла, например ОСББ, отказаться от услуг центрального отопления?

Юридически, совладельцы домов (ОСББ) отказаться от централизованных поставок тепла, к сожалению, не имеют права. Хотя, с точки зрения здравого смысла, каждый человек должен иметь возможность выбирать, хочет он пользоваться данной услугой или нет. Если речь идет изначально о строительстве многоквартирного дома с отдельной котельной, то это вопрос в целом решаемый. Если же говорить об индивидуальном отоплении каждой квартиры, то этот вариант не только неприемлем, но и опасен. Ведь если мы говорим о газовых котлах, то, прежде всего, нужно полностью переделывать не только внутридомовую газовую сеть (потому как расход газа возрастает в разы, и существующие системы просто не справятся с нужными объемами), но и ГРП/ГРСы, и, часто, даже квартальные сети. Но самое главное – нужно куда-то девать продукты горения. Их нельзя просто вывести за стену или в вентканалы – в любом из этих случаев вы имеете все шансы запросто отравить соседей и отравиться самим. А вывести дымовые трубы выше крыши от каждого котла в каждой квартире технически трудно осуществить. Впрочем, достаточно того, что это просто запрещено законом.

Может ли частное физическое лицо отказаться от центрального отопления?

Здесь у вас, увы, нет выбора. Потому что, отключив от стояка одну квартиру, вы разбалансируете всю систему циркуляции теплоносителя в масштабах дома. Нарушится гидравлический режим. На каких-то этажах температура и давление поднимется, а где-то, возможно, и упадет. Вы не имеете права юридически.

А возможно ли перейти на полностью электрический обогрев помещения?

Для квартир, вероятно, нет. Электрический обогрев имеет свои положительные, но и свои проблемные стороны. Основной минус в том, что такие приборы потребляют большую мощность, и при массовом их использовании электропроводка в доме просто не выдержит. Ведь в старых домах, а их в городе большинство, сеть рассчитана на поквартирную мощность потребления в 1-2 киловатта. А обычный обогреватель сам потребляет 2 киловатта в час, а то и больше. В лучшем случае выбьет предохранители, в худшем – сгорит проводка у вас или ваших соседей. В новых домах ситуация несколько лучше. Но ни один дом не выдержит, если в каждой квартире будет работать по два-три обогревателя. И, кроме качества и пропускной способности проводки, есть гораздо более серьезное препятствие. Электроэнергии на всех просто не хватит. Надо понимать, что Киев вообще очень энергодефицитный город. За последние годы потребление энергии сильно возросло, даже несмотря на снижение ее потребления промышленностью.

Какой политики будут, по-вашему, придерживаться монополисты в области производства тепловой энергии и чем это обернется для киевлян?

«Киевэнерго», естественно, всеми силами будет пытаться сохранить статус монополиста. Как поставщики тепла, имеющие свое оборудование, они будут делать все, чтобы не терять потребителей. Существующие тарифы не покрывают затрат, и «Киевэнерго» пытается поддерживать какой-то приемлемый для себя баланс хотя бы на количестве потребителей. Если потребителей станет, по той или иной причине, меньше, у энергетиков наступят совсем трудные времена. Вообще, чтобы спасти и как-то выровнять ситуацию, тарифы им нужно поднимать хотя бы процентов на 35-40. Хотя лично я не верю, что тарифы существенно изменятся до 2015-го года.

Автор: Костянтин Єгоров

07.06.2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Голосування

Хто в умовах політичної кризи відповідає за безпеку українського народу?

View Results

Loading ... Loading ...
Про нас
Пишіть нам за адресою: [email protected]