Украине, как государству, безусловно, есть чем гордиться. Но у иностранцев слово «Украина» вызывает не так уж много ассоциаций. Братья Кличко, несколько неплохих футбольных клубов, самые большие в мире самолеты, самые красивые в мире девушки, Чернобыль… А дальше они начинают задумываться. Впрочем, этот список вполне могут продолжить и талантливые украинские артисты. Достаточно вспомнить хотя бы выступление наших на «Евровидении». В этом песенном конкурсе наша страна принимает участие с 2003-го года и, надо сказать, имеет в этом деле достаточно солидный рейтинг. Уже в 2004-м Руслана со своими «дикими танцами» становится победительницей. В дальнейшем – из восьми представителей Украины пятеро попали в десятку лучших. А Ани Лорак и Мика Ньютон вообще заняли 2-е и 4-е места соответственно. При этом в СМИ не раз высказывалось мнение, что в распределение мест вмешалась политика, иначе Ани обязательно стала бы второй победительницей от Украины.
Так выглядел Дворец спорта на момент постройки
В этом году Украину на «Евровидении-2013» будет представлять зажигательная и обаятельная Злата Огневич. Уже сейчас букмекеры предрекают ей выход в первую тройку. А значит, и шансы на победу у нее вполне реальные. И что тогда? А тогда нам, во-первых, будет кого поздравлять и кем гордиться, а во-вторых – принимать Евровидение у себя в 2014-м. А вот тут-то уже становится не смешно.
Нет нужды перечислять, сколько за последние годы в Киеве было построено коммерческого жилья, торговых центров и АЗС. Но за последние 40 лет в городе не появилось ни одного концертного зала. Ни большого, ни маленького, ни плохого, ни хорошего – НИКАКОГО!!!
Еще в год, последующий за Оранжевой революцией, ходила мрачная шутка о том, почему на очередной европейский конкурс была отправлена идейная, но совершенно непроходная группа «Гринджолы», а не, скажем, Катя Бужинская или Александр Пономарев. Да потому, был ответ, что два «Евровидения» подряд нам не вынести. Сам факт, что концертное шоу европейского уровня пришлось принимать не в концертном зале, а во Дворце спорта, построенном еще в середине прошлого века, говорит о том, что ни в Киеве, ни во всей стране нет ни одного концертного зала европейского уровня. И мы опять опозоримся перед всей Европой, устраивая концертное шоу европейского масштаба в зале, который за «великолепную» акустику киевляне называют конюшней. Конечно, в свое время этот зал производил впечатление на современников. Но с той поры (а он был сдан в эксплуатацию в 1960-м) прошло более полувека. Правда, в 2004-2005 гг. в рамках подготовки к проведению музыкального конкурса «Евровидение-2005» дворец подвергся реконструкции, в результате которой он стал более комфортабельным, появилось новое оборудование, правда, число мест при этом сократилось до 8000. Возможно, на период 60-го года, когда в Киеве был построен Дворец спорта, их и было достаточно. Да только с тех пор население города увеличилось в три раза. Теоретически и число заведений культурного назначения должно было бы возрасти пропорционально, но не тут-то было. Строительство таких объектов не только не ведется, но и не намечается. Попытка запланировать в Киеве серьезный объект культурного назначения была предпринята лишь однажды. Речь идет о культурном центре на Днепровской набережной, который разрабатывался в ООО «Архитектурный союз» по заказу заслуженного артиста Украины Яна Табачника. Комплекс предполагал весьма внушительные градостроительные параметры. Площадь надземной части – 121497 кв. м, из них 2191 кв. м – конференц-залы. Проект рассматривался на градсовете еще в 2009-м, но до реализации так дело и не дошло.
Между тем масштаб Дворца спорта, не говоря уже о его концертных качествах, уже никак не соответствует масштабу города. Для примера достаточно сказать, что всемирно известный Madison Square Garden в Нью-Йорке, являющийся, кстати, и прекрасным местом для проведения боксерских турниров, имеет вместимость 19700 зрителей, и это при том, что построен он был еще в конце 19-го века. Дальше – больше. Азербайджанский Baku Crystal Hall, в котором проводилось «Евровидение-2012», имеет вместимость уже в 25 тыс. зрителей. При этом построен он был в рекордно короткие сроки – всего за 8 месяцев (с августа 2011-го по апрель 2012-го). Этот спортивно-концертный комплекс предназначен для проведения международных культурно-массовых мероприятий высочайшего уровня. О его технических возможностях украинские представители шоу-бизнеса, похоже, даже и не мечтают. Безусловно, строительство подобных объектов – задача не из простых. Она требует не только масштабных инвестиций, но и определенных ситуационных решений.
Зал Дворца спорта во время проведения концерта
Как сообщил заслуженный архитектор Георгий Духовичный, строительство концертных залов европейского масштаба – градостроительная задача высокой степени сложности. Стоимость их проектирования очень высока, поскольку это, как правило, уникальные сооружения. Кроме того, имеет огромное значение размещение такого объекта в инфраструктуре города. Концертный зал, вмещающий 5-10 и более тыс. зрителей, требует площадку, по крайней мере, в 2-3 гектара, поскольку в структуре такого объекта должен быть огромный паркинг, прилегающая зона отдыха, служба эксплуатации и собственная пожарная служба. Это место также должно быть удобным в транспортном отношении, иначе резко снизится его рентабельность.
По мнению профессора архитектуры Ларисы Скорик, в Киеве всего два зала, которые по своим размерам хоть как-то соотносятся с масштабом города. Это Дворец спорта и ДК «Украина». Но они давно морально устарели и не отвечают современным требованиям. В то же время, ввиду длительной окупаемости таких объектов, власть имущие города идут по пути наименьшего сопротивления. Например, используют для проведения шоу стадион или сборную сцену. Кому охота тратиться на капитальное строительство, которое, возможно, себя и не оправдает. Это в какой-то мере проясняет нежелание городских властей искать место и инвестиции для столь масштабных проектов. Но понимание причины не решает проблему.
В результате, если Злата займет первое место, чего мы ей от всей души желаем, нам опять придется принимать лучших артистов Европы в концертном зале, который давно уже просится в разряд памятников архитектуры.
Автор: Костянтин Єгоров