Осенью 2003 года, ровно 10 лет назад, в Киеве открыли Государственный музей авиации. Сейчас в его коллекции 87 экспонатов. В том числе – самолет-муляж, который играл роль боевой машины Леонида Быкова, и аппараты, двигатели которых заведутся, стоит плеснуть в бак авиационного керосина.
Экспозиция постоянно пополняется. Только на прошлой неделе привезли два новых объекта. Первый, L-410, доставляли на грузовиках в разобранном виде с аэродрома Кировоградской летной академии. Второй, Ан-28, транспортировали на тягаче с киевского аэродрома «Чайка». На полдороге с последним произошел конфуз. Летательный аппарат задержал патруль ГАИ. Остановили необычного участника дорожного движения из-за того, что занимал полторы полосы. При таких габаритах он должен был ехать или со специальным разрешением, или с сопровождением. В итоге, меньше всего в этой истории повезло водителю тягача – его лишили прав. Самолет же доставили до места назначения.
Некоторые объекты, как рассказывает заведующий отделом фондов музея Владимир Приходько, привозят и вовсе разрезанными. Так было с вертолетом-миротворцем МИ-26. Транспортировали его на восьми грузовиках из Николаева. Собирали гиганта на ремонтном заводе недалеко от музея. Многие экспонаты, прежде чем стать частью музея, числились металлоломом и сейчас имеют только каркас. К примеру, Ил-14 и Ил-18 внутри совершенно пустые — в них сложены бетонные плиты и мешки с песком, чтобы придать веса.
5-6 октября все эти объекты можно будет увидеть на территории музея. Кроме того, здесь пройдет фестиваль малой авиации. В четверг небольшие самолеты со всей страны в течение двух часов слетались в аэропорт «Киев» и заезжали в музей через специальные ворота, занимая свои места в экспозиции.
Вход на выставку будет стоить 35 гривен.
В 1960-х годах территория музея принадлежала нынешнему Национальному авиационному университету, тут базировались самолеты, на которых практиковались студенты – изучали их строение, заводили и даже летали. Занятия проводятся до сих пор. Но машины уже не заводят и уж тем более не поднимают в воздух. Проблема прозаическая – нет денег на авиационный керосин.
Пятерка самых интересных экспонатов музея
Туполев-104
Машину сделали в 1956-ом на Харьковском авиационном заводе, а уже через два года списали с рейсов для Киевского института инженерии гражданской авиации. Внутри самолета четыре салона (нынешний бизнес-класс) — комнатки, похожие на купейные вагоны. Пассажиры сидели друг напротив друга, разделял их столик, тут же стояли позолоченные умывальники, гостям подавали черную и красную икру, водку, шампанское и коньяк. В первых самолетах модели на креслах были подголовники, покрытые вологодским кружевом. Именно этим самолетом управлял личный летчик Леонида Брежнева — Борис Бугаев, шесть раз его командиром был Гарольд Кузнецов. История любви этого пилота к стюардессе Алле Маклаковой легла в основу советской киноленты «Еще раз про любовь».
Ильюшин-86
Первый аэробус СССР. Экспонат, представленный в музее, — испытательная модель. Знающие люди определят это по люку для эвакуации экипажа, расположенному под кабиной пилота. В обычных пассажирских самолетах такой дверцы нет.
Сейчас внутри Ил-86 сделали конференц-зал, его можно даже снять для торжественных мероприятий — стоя помещается 350 человек, за столами — 100.
Антонов-71
В 1983 году в Киеве выпустили всего два самолета. Второй из них — и есть экспонат музея авиации. Ан-71 — самолет разведки, на его хвосте размещена антенна-тарелка диаметром шесть метров. Она сканирует воздушное пространство и замечает все объекты на расстоянии 360 км. Подобную модель американцы создали только через 20 лет. Наш же Ан-71 на вооружение так и не приняли.
Бериев-6
Это своего рода летающая лодка. С 1974-го нынешний музейный экспонат стоял на постаменте в поселке Мирный. Однако в один ненастный день его сбросил ураган. Машину разграбили, вытащили все, кроме тяжеленного двигателя. Спасли Бериев-6 сотрудники музея, самолет восстанавливали буквально по кускам.
Самолет Леонида Быкова
Это не летающий самолет, а бутафория, которую забрали с киностудии Довженко. Большая часть его сделана из дерева, колеса прибиты. Несмотря на это, экспонат особенный — его снимали в ленте «В бой идут одни старики», в кадрах, когда Макарыч дорисовывал звезды на хвосте самолета Маэстро за сбитого в бою врага. Звезды на фюзеляже заметны и сейчас.